Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Научно-исследовательская деятельность Н.П. Коляденко связана с проблемами синестезии (межчувственных связей) и взаимодействия музыки со смежными искусствами, разрабатываемыми в философско-эстетическом, искусствоведческом и психолого-педагогическом аспектах.
В любом словаре или учебнике музыки можно найти парадоксальное словосочетание «цветной слух». Объяснения этого термина могут быть разными, но имеют только одно общее: «цветной слух» — это частный случай «синестезии» (буквально «сопутствующее ощущение»). Не будем останавливаться на обсуждении якобы чудесной, ненормальной, уникальной и генетически заложенной природы этого психического явления. Отправная точка такова: синестезия — это нормальная и обычная способность межсенсорной ассоциации, частное проявление образного мышления или (когда это проявляется в вербальной форме) двойная метафора, в которой передача значения, присущего метафоре, сопровождается переход в другую сенсорную модальность. Оба конца таких ассоциативных связей или метафор относятся к сенсорной сфере. Их письменная форма, такая как «До мажор - красный», «яркий звук», «вращающаяся мелодия» предполагают некое «смешение чувств». Эффект впечатляет: одни восхищаются, другие недоумевают. Поскольку эти ассоциации часто формируются на подсознательном уровне (что является нормальным явлением в искусстве), легко представить, какой загадкой может стать этот феномен для исследователей. Но не забывайте, что такие понятия, как «синестезия», «смешение чувств» (а также «цветной слух») сами по себе имеют чисто метафорический характер. Ибо мы говорим именно об ассоциациях, продуктах воображения (может быть, иногда очень ярком), но ни в коем случае не о «соощущениях» в буквальном смысле (как некоторые люди считают художественные, образные синестезии Римского-Корсакова и Скрябина.
Синестетичность как компонент музыкально-интонационного процесса
Слово «ассоциативный» обычно подразумевает «субъективный», «индивидуальный» и, следовательно, случайный характер психических связей. Почему же тогда ассоциативный процесс оказался действенным в сфере художественной коммуникации? Общение предполагает взаимопонимание. Действительно, здесь есть место случайности, но далеко не всегда и не везде. «Ассоциативный» не является синонимом «случайного». Возникновение ассоциаций регулируется определенными законами, но это не предполагает обязательного, моновариантного характера ассоциативных связей. Вопрос в том, сколько людей разделяют одно и то же значение ассоциации. Это значение является вероятностным и в то же время изменчивым, в зависимости от коммуникационного контекста и исторической эпохи. Высока ценность ассоциаций «естественного» происхождения, которые фиксируют связи, возникающие в определенном сообществе, в той же природной, исторической и культурной среде. Напротив, личные ассоциации носят произвольный и нестабильный характер, поскольку они отражают связи, порожденные некоторыми случайными обстоятельствами.
Хроместезия - это разновидность синестезии. Акустическое восприятие вызывает визуальный опыт.
Некоторые люди видят музыку в формах и цветах, у них может быть восприятие вкуса и запаха, а кончиками пальцев они могут даже почувствовать текстуру.
Эти синестетические переживания являются автоматическими и непроизвольными. Но для осознанного восприятия необходимо внимание к слуху.
Поскольку в современном обществе мы так часто отвлекаемся от настоящего момента, мы теряем чувство слуха; и синестетические переживания. Мы не замечаем, что слышим музыку в цвет.
Эти Картины «Звуки И Музыка» Были Выполнены Художником-Синестетиком Тимоти Лейденом.
Хроместезия - один из самых распространенных видов синестезии . 40% синестетов сообщают о наличии такого типа синестезии (цитовическая синестезия).
А восприятие музыки как цвета также может быть одним из самых захватывающих видов синестезии.
Есть исследование, которое утверждает, что распространенность звуковой синестезии в общей популяции составляет 5-15%. Но это исследование уже немного устарело и не имеет эмпирического подхода.
Поскольку точных исследований распространенности хроместезии нет, давайте вместо этого примем это как предположение.
В любом случае определить распространенность синестезии непросто. И у многих людей есть синестезия, но они не осознают этого.
Звук вызывает восприятие других органов чувств. Сознательное восприятие звука может вызвать восприятие форм, движений, вкусов, запахов или текстур, а также яркости. Эти представления несколько абстрактны.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
[1] Л.: Коляденко Н.П. Синестетичность как компонент музыкально-интонационного процесса. // Горизонты музыкознания.-2008.№1.С. 7-16. 40-45 с.
[2] Назакинский. Е. О психологии восприятия музыки. - Москва: Музыка, 1972; Проблемы музыкального мышления. - М .: Музыка, 1974.
[3] Галеев Б. Литература как полигон в изучении синестезии. - В кн .: Междисциплинарные ссылки в литературоведении. - Саратов: СГУ, 2003. 33-38 с
[4] Музыкальная эстетика в Германии XIX век, в 2 т., Т. 2. - М.: Музыка, 1982. 291-312 с.
[5] Курх. Е. Основы линейного контрапункта. - Москва: Госиздат, 1931; Романтическая гармония и ее кризис в вагнеровском «Тристане». - М.: Музыка, 1975.
[6] Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Ленинград: Музыка, 1971. 212 с.
[7] Цит. По: Музыкальная эстетика в Германии XIX век, в 2 т., Т. 1. - Москва: Музыка, с. 17. с. Эта мысль, которая была близка сердцу Вагнера, была разработана российскими музыковедов: Конен B. Театр и симфония. - Москва: Музыка, 1968; Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков. - Москва: Музыка, 1977; Курышова Т. Театр и музыка. - Москва: Сов. Композитор, 1984.
[8] Галеев Б. Синестезия и музыкальное пространство. - В кн.: Музыка, культура, человек, вып. 2. - Свердловск: Ургу, с.131-136; Галеев Б. К цвету и свету: эволюция гравитационной синестезии в музыке. - Леонардо, т. 36, No. 2, pp. 129-134 (2003).
[9] Римского-Корсакова Н.А. Музыкальные статьи и заметки. - Санкт-Петербург, 1911, 216, 218 с.
[10] Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, с.223.
[11] Цит. По: Ястребцев Б.Б. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Воспоминания. В 2-х томах. - Ленинград: Госмузиздат, 1958, т. 1. С. 176.
[12] О специфике «цветного слуха» в системе синестезии см. Также: Ванечкина И., Галеев Б. «Цветовой слух» музыкантов: мифы и реальность. - В кн: Материалы III Всероссийского съезда психологов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербург. Изд-во Университета, 2003. 11-15 с.
[13] Галеев Б. К цвету и свету: эволюция гравитационной синестезии в музыке. - Леонардо, т. 36, № 2, стр 129-134 (2003).
[14] Вышнеградский М.И. Освобождение ритма. - Музыкальная академия, 1992, № 2, с.135-159.
[15] Ванечкина А. Воплощение синестетического света в музыке. - В кн .: Перспективы развития современного общества: искусство и эстетика. - Казань: КГТУ, 2003. 66-71 с.